postheadericon Взаимосвязь «саксонского зерцала» каноническому и римским императорским правом часть 2

Взаимосвязь «саксонского зерцала» каноническому и римским императорским правом «Саксонское зерцало» — это средневековая юридическая книга достаточно высокого уровня, которая имела большое распространение и влияние на средневековую и современную судебную практику не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Оно было составлено дворянином-рыцарем, судьей Етке фон Репповим и окончательно упорядоченное им же в 1230 Тема взаимосвязи «Саксонского зерцала» и римского императорского права не является новой в истории правовой мысли.
выпуск билетов для лотерей

Прежде всего, толкование «Саксонского зерцала», как разновидности римского императорского права связано с упоминанием в самом Зерцало, где идет речь о его правовое происхождение от христианских императоров Константина и Карла. Подтверждение этой точки зрения можно найти также в многочисленных правовых и исторических источниках (хрониках) Средневековье. В течение последних двух десятилетий, имели место значительные успехи, связанные с исследованием «Саксонского зерцала» и Магдебургского права, их толкование, а также распространение в Северную и Центрально-Восточную Европу. Это способствовало восстановлению научного интереса по взаимосвязи «Саксонского зерцала» и императорского права, тем более, что особое место в этой взаимосвязи занимало город Магдебург. Город Магдебург, как столица Священной Римской Империи, значительным образом связано с «Саксонское зерцало» и его автором Етке фон Репповим, написавший данный сборник обычного права между 1220 и 1235 годами в местности вблизи восточного предгорья я Гарца. Очевидно, в Магдебургской школе Етке получил духовное образование, ведь здесь францисканцы проводили свои лекции по основам наук. Так, в частности, в самом сборнике обычного права даже воссоздана речь архиепископа Магдебурга. Также подтверждением того, что автор действительно находился в Магдебурге есть документальное свидетельство 1233 о его пребывании в Зальбке (часть сегодняшнего Магдебурга).

Неоспоримым в те времена была ведущая роль Магдебурга, как резиденции архиепископа и местонахождение известного королевского дворца королевства Оттонов. Процесс преобразования каролингского торгового пункта на Эльбе в средневековый город, который начался в Х веке, был бы немыслим без сочетания королевской власти, духовенства и купеческого поселения. В течение XIII века Магдебург стал не только ведущим торговым центром, но и главным центром права, который благодаря своему института судебных заседателей (шеффенов) осуществлял влияние далеко за пределы королевства. Во время, когда Етке фон Реппов упорядочил «Саксонское зерцало», уже существовало значительное количество письменных источников права, преимущественно появились на территории переживая упадок Римской империи, а в течение Средневековья, главным образом в Италии, потерпели дальнейшего своего развития. В своей основе римское право, которое берет начало в поздней античности, а особого развития достигли в течение I — III ст. н. э., и каноническое право, сформировавшееся в середине XII в., имеют много общего. Римское право в своем средневековом виде, базируется на составлении, которое совершил император Восточной Римской империи Юстиниан (527-565 годы) в рамках широкомасштабных реформ. Одной из созданных им комиссий, он поручил задание осуществить общую ревизию римского права со времени последних дохристианских веков с целью проверки его составляющих на пригодность к дальнейшему использованию. Нужно — стоило сохранить, а то, что оказалось устаревшим — отбросить. Таким образом, прежде всего, было упорядочено 12 книг, которые состояли из примерно 4600 императорских законов. Они вступили в действие и вступили в силу по распоряжению Юстиниана I под названием «Codex (vetus)» 529 года и «Codex repetitae praelectionis» 534 года. В дальнейшем было осуществлено упорядочение еще более обширного сборника, объемом 50 книг, который император Юстиниан ввел в действие указом 533 года под названием «Digestum» или «Pandectae» (π α ν δ ε κ τ η ς). В состав этого сборника вошли мысли и трактаты ведущих римских юристов, а также судебные решения и постановления. В конечном счете, на основе данных сборников римского права, было создано учебник для изучения права («Institutiones»). В 533 году император утвердил его в качестве учебника для соискателей юридического образования, придав ему тем самым юридической силы. После окончания работы над «Codex», «Digestum» и «Institutiones» были упорядочены и обнародованы другие законы Юстиниана под названием «Leges Novellae», но уже без прямой императорской промульгации. В Средние века существовали также Лангобардское ленное право («Libri feudorum»), различные поправки и изменения в законы Юстиниана, а также законы немецких императоров, в частности «Authenticae». Все они должны были определять протяжении веков характер развития права, как в Священной Римской империи, так и в других частях Европы, а также до сегодняшнего дня быть предметом научного исследования. В ХIII веке снова выплыло на поверхность понятие «сorpus iuris civilis» («Свод гражданских законов»), которое с появлением книгопечатания в 1583 году быстро укоренилось. Церковное право со времен поздней античности формировалось сначала в виде решений многочисленных церковных соборов, папских решений и распоряжений, уставов монастырей, посланий Отцов Церкви и т. д. Это почти необъятную и хаотическую разнообразие церковных норм и правил впервые были систематизированы и объединены в 1140 году в «Decretum Gratiani».Такую новаторскую работу совершил в Болонье преподаватель церковного права, монах Грациан. Впоследствии, в 1234 году по инициативе Папы Григория IX появилась «Liber Extra» — собрание в пяти книгах папских решений (Dekretalen), а в 1298 году — «Liber Sextus» — очередное собрание папских решений и постановлений, которое в 1317 году было дополнено «Clementinen». В 1580 году все вышеперечисленные сборники были опубликованы под одним общим заглавием «сorpus iuris canonici» («Свод канонических законов»). Начиная с XII века, по всей Европе начался процесс глубокого анализа и обработки римского и канонического права. Следовательно создания «Саксонского зерцала», как разновидности писаного права, основанный на многолетних традициях обычного права, происходило в тесном взаимодействии как с римским (императорским) так и с каноническим (церковным) правом. Путь к такому взаимодействию и сосуществования заключался в том, что в тексте данного сборника права для того, чтобы усилить его восприятие и сделать более целостным, делались ссылки о происхождении от императоров Константина и Карла Великого. Особую роль в этом сыграло город Магдебург, которое благодаря своей тесной привязанности к Священной Римской империи и ее императоров, смогло предложить хорошие исторические и интеллектуальные возможности. Литература:

  1. Аксененок Г. А., Кикоть В. А. "Саксонское зерцало "и его автор в свете новых исследований // саксонской зерцало. Памятник. Комментарии. Исследования. М., 1985 ...
  2. Тищик Б. Й.История государства и права зарубежных стран (Средние века и раннее новое время) . — Львов: Мир, 2006.
  3. Capelle Т., Die Sachsen des frhen Mittelalters. — Theiss, Stuttgart 1998.