postheadericon Защита прав и свобод человека и уголовный процесс часть 2

В нормативных актах и литературе существует достаточно разнообразная характеристика и классификация прав и демократических свобод человека и гражданина. К сожалению, и в теории конституционного права нет единого, унифицированного подхода к определению этих понятий и их классификации. Одни авторы утверждают, что основные права человека — это определенные возможности человека, необходимые для ее существования и развития в конкретно-исторических условиях и объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества (экономическим, духовным, социальным) и должны быть равными для всех людей. При этом права как определенные возможности отождествляются с понятием «свободы», хотя употребление последнего срока признается недоцильним2. Другие считают, что такие нормы установлены Законом и гарантированные государством и предоставляют гражданину определенные юридические возможности для приобретения материальных, социальных и духовных благ. Такими благами могут быть труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости, при инвалидности тощо3.
wisepromo.ru

Третьи не различающих отдельно понятия «права человека» и «права гражданина» и определяют лишь последнее, понимая под правами гражданина обеспечены законом и властями возможности пользоваться свободой выбора и действия, участия в создании благоприятных условий жизни, присвоение социальных благ и цинностей1. Чаще всего в юридической литературе права гражданина определяются как мера и вид возможного поведения, установленные и защищены государством. Как и права человека, свободы — это социальное благо общества, главный показатель демократизма общества и государства, в частности правового государства и гражданского общества. Права и свободы человека и гражданина закреплены в международном праве в виде общепризнанных стандартов, содержащихся в международных соглашениях и пактах. Главное требование обеспечения конституционных прав человека — соблюдение принципа, по которому во всех действиях человека и гражданина, независимо предпринимаются они государственными или частными учреждениями или должностными лицами, первоочередное внимание уделяется охране и защите интересов и потребностей человека. Итак, права — это, во-первых, определенные свободы человека, то есть его возможности действовать определенным образом (или воздерживаться от определенных поступков) с тем, чтобы обеспечить свое нормальное существование, свое развитие, удовлетворение тех потребностей, которые сформировались. Причем, если речь идет об основных правах, то это именно те возможности, без которых человек не может нормально существовать. Степень «нормальности» определяется социальной обоснованностью потребностей человека, которые сами, выступая результатом биологического и социального развития человека, не является неизменными. Во-вторых, содержание и объем возможностей человека зависит прежде всего от возможностей всего общества, то есть от уровня его экономического развития. И с этой стороны права человека явлением социальным, «вырастают» из самого общества. В-третьих, эти возможности по своим основным показателям должны быть равными, одинаковыми у всех людей, по крайней мере, на первоначальных позициях. Только тогда они являются правовыми (от слов правильный, справедливый, праведный и т. д.). Поэтому они не должны отчуждаться, отбираться, ограничиваться; их нельзя дарить. Итак, основные права человека — это определенные возможности человека, необходимые для ее существования и развития в конкретно-исторических условиях, объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей. Поскольку такие возможности как по происхождению, так и по средствам обеспечения зависят преимущественно от того, что произведено, накоплен, достигнуто обществом, они социально-историческим явлением. Поэтому, даже встречаясь с выражением «врожденные» (природные) права человека, следует иметь в виду, что речь идет именно о социальной природе этого явления. Становление и признание мировым сообществом основных прав человека мало длительную предысторию. Сначала идеи о наличии у каждого человека естественных и неотъемлемых прав, о необходимости их публичного признания и государственного обеспечения находили проявление в законодательных актах отдельных государств. Наиболее ярко это зафиксировали такие акты, как Билль о правах (Англия, 1689), Декларация о независимости (США, 1776), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789). После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана большинством развитых государств и нашла отражение в Уставе ООН 1945, а позднее — в Международной хартии прав человека, сердцевиной которой является упомянутая выше Всеобщая декларация прав человека. Кроме этой декларации, в состав Хартии входят также принятые ООН 1966 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах. Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) имеет специальный раздел, посвященный правам человека, демократии и верховенству закона. Главы государств и правительств государств-участников совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе признали, что права человека и основные свободы принадлежат каждому человеку от рождения, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира, а демократия является лучшей гарантией свободы выражения своих взглядов, терпимости в отношении всех групп в обществе и равенства возможностей для каждого человека. Разные страны пришли к признанию основных прав человека по-разному: из-за длительной, иногда очень острую борьбу между различными социальными силами, классами, группами, политическими партиями, за изменения, устранение диктаторских, тоталитарных, имперских режимов и структур . Во многих странах (в частности, в СССР, в состав которого входила Украина) даже после принятия Всеобщей декларации прав человека нередко нарушались права человека, причем именно со стороны государства. Например, ст.62 Уголовного Кодекса УССР предусматривала наказание за «антисоветскую агитацию и пропаганду», а статья 187-1 — за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государство и общественный строй. Эти нормы закона противоречили такому праву человека, как свобода слова. Однако они послужили основанием для уголовного наказания многих «диссидентов», которые выступали против тоталитарного командно-административного режима, существовавшего в течение нескольких десятилетий в Украине. И только в 1989 Президиум Верховного Совета УССР своим указом отменил действие этих статей, а еще через два года был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине», который признал реабилитированными граждан, осужденных за совершение действий, которые квалифицировались по приведенным статьям Уголовного Кодекса. В настоящее время международное признание и обеспечение основных прав человека становится все более интенсивным. Почти на всех континентах Земли принято региональные международные акты по правам человека. Это, например, принятые Организацией Американских государств Американская декларация прав и обязанностей человека, Организацией Африканского Единства — Африканская хартия прав человека и народов. Наиболее активно этот процесс происходил в Европе, народы которой понесли наибольшие потери от нарушений прав человека и прав наций, народов со стороны тоталитарных государств. Так, 1950 г. р... По Риме ряд стран приняли Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Ряд важных положений по обеспечению прав человека было закреплено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975, а также в следующих документах, которые принимались позже государствами-участниками СБСЕ, в частности, в Парижской хартии для новой Европы (1990 ).